Как распознать ведьму: средневековые инструкции. Ведьмы в средневековье. Восточная Европа Тех женщин которые были подозревались в колдовстве

17.05.2024

Фото: Vladimir Nikulin/Rusmediabank.ru

Конечно, вы слышали о том, как легко было в Средневековье угодить на костер за колдовство. Очень часто для этого совсем не требовалось совершать какие-то магические деяния. Была масса «признаков», по которым вас могли признать ведьмой или колдуном. Вот некоторые из них.

Принадлежность к женскому полу

Женщин считали более грешными, чем мужчины, а следовательно, они должны были чаще поклоняться дьяволу. Поэтому риск быть обвиненными в для них был куда выше.

Старость

Считалось, что все пожилые женщины – потенциальные . Пожилые люди иногда склонны вести себя неадекватно. Если старуха смотрела на ребенка и он вскоре заболевал, мать ребенка прекрасно знала, кто в этом виноват… Поэтому многие старые женщины были преданы суду за колдовство и казнены только из-за своего преклонного возраста.


Слишком юный возраст

Дети под давлением взрослых легко могли признаться в поступках, которых они не совершали. Так, четырехлетнюю Дороти Гуд отправили в тюрьму вместе с ее матерью-«колдуньей». Девочка призналась во всем, что ей приписывали. Мать Дороти в 1692 г. повесили, а ребенка все-таки отпустили на свободу через девять месяцев заключения. Однако малышка навсегда лишилась рассудка.


Нищета и бродяжничество

Нередко приписывали бездомным и попрошайкам. Тем, кто не имел своего дома, бродяжничал, просил милостыню, не доверяли, ведь они могли вступать в контакт с людьми, чтобы им навредить. Поэтому их часто арестовывали за колдовство.


Достаток

Богатым и состоятельным людям всегда завидовали, поэтому соседи могли наговорить на такого человека все что угодно. Но больше всего доставалось опять же женщинам, особенно одиноким. Считалось, что женщине трудно прожить без поддержки мужчины, и если какая-нибудь особа не имела мужа, отца, братьев или сыновей, и в то же время не бедствовала, она вызывала подозрения. Люди начинали верить, что она добывает свое благосостояние при помощи черной магии. А для обвинения нужен был только повод…

Наличие подруг

Если женщины собирались вместе, без мужчин, это всегда выглядело подозрительным, ведь существовала вероятность того, что подруги проводили обряды поклонения дьяволу. Еще опаснее было ссориться с подругами, так как они могли придумать про вас такое, что неминуемо привело бы к обвинениям в колдовстве. Впрочем, и мужчине достаточно было перейти кому-то дорогу, чтобы на него начали вешать всех собак. Но это случалось реже.

Профессия повитухи

Повитухи обычно разбирались в лечебных травах и многих других вещах, идущих вразрез с христианскими верованиями, поэтому, хотя к их услугам все прибегали, их боялись и сторонились. И при первом же удобном случае – например, если роды оказывались неудачными и ребенок умирал или оставался калекой, обвиняли в сговоре с дьяволом.


Наличие внебрачных связей

В эпоху пуританства для женщин были полностью под запретом. Причем даже изнасилование не могло служить оправданием «блуда». А если женщина производила на свет ребенка неизвестно от кого, то верили, что младенец от дьявола. Так, в 1651 г. незамужнюю Элис Лейк из Дорчестера объявили ведьмой за то, что «она была блудницей и родила ребенка». Под пытками несчастная в конце концов призналась, что ее любовником был сам Сатана, и ребенок от него… Ее приговорили к повешению.

Наличие или отсутствие детей

Если в семье было слишком много детей, это вызывало толки, особенно если по соседству жила бесплодная пара. Считалось, что при помощи колдовства ведьмы могут красть счастье у других людей. Но если кто-то был бесплоден или не мог произвести на свет более одного ребенка, это также вызывало подозрения, так как в те времена полагали, что на таких семьях лежит дьявольское проклятие.


Поведение, не вписывающееся в общие рамки

Если женщина была «со странностями», вела себя слишком дерзко или упрямо, это тоже могло стать поводом для обвинения в ведьмовстве. Считалось, что именно дьявол толкает на такое поведение. И разве во все времена не называли злых и грубых женщин ведьмами?

Различные телесные дефекты

Заметные родимые пятна или наличие третьего соска – все это истолковывалось как «дьявольская отметина». По поверью, через такую отметину к ведьме присасывались различные животные – например, собаки, кошки или змеи, которые пили ее кровь и помогали ей в колдовских делах. Так же относились, например, к хромым мужчинам, так как хромота считалась свойством дьявола.

Испорченные молочные продукты

Если в погребе у хозяйки находили испорченное масло или молоко, ее также легко могли посчитать ведьмой. Дело в том, что ритуалы черной магии якобы могли приводить к скисанию этих продуктов.

Занятия гаданиями или ясновидением

Как известно, Библия запрещает «волхвование». Поэтому любые попытки заслуживали наказания и смерти. Так, служанка-негритянка Титуба из печально знаменитого города Салем пострадала только за то, что предлагала молодым девушкам назвать имена их будущих мужей. Конечно, на нее донесли, и она стала одной из участниц памятного процесса над салемскими ведьмами.

Нарушение любых библейских правил и законов

Если человек поступал не так, как предписывала Библия, то он мог быть обвинен в колдовстве. Основанием для этого могли стать, например, несоблюдение субботы (в этот день нельзя было ни разжигать огонь, ни торговать, ни путешествовать); высевание на поле семян больше одного вида; прикосновение к свиной туше; ношение одежды из тканей больше одного вида; подстригание волос по кругу или заплетание их в косу… По крайней мере, так гласило пуританство.

Любопытно, сколько этих правил вы нарушали за свою жизнь? И что стало бы с вами, живи вы в пуританскую эпоху?

Женщины подозревались в умении колдовать еще со времен глубокой древности. Например, смертная казнь за колдовство существовала в Вавилоне за 2000 лет до н.э. Подозрительно относились к якобы колдуньям и в античные времена. Но никогда борьба с ведьмами не носила столь массового и жестокого характера как в средневековой Европе.

Почти по всей территории Западной Европы в XV-XVII веках полыхали костры инквизиции, на которых были сожжены десятки тысяч женщин, мужчин и детей, обвиненных в колдовстве. Так что же вызвало эту массовую истерию?

Историки связывают это с тем, что именно в этом историческом отрезке экономическая модель большинства стран западной Европы перестала быть эффективной, население стремительно беднело, социальное напряжение росло. Волна эпидемий и неурожаев лишь усугубила ситуацию. Не секрет, что люди часто склонны объяснять свое бедственное положение вмешательством потусторонних сил, сглазом и порчей. Именно это и произошло в те тяжелые времена. Священнослужители объявили ведьм пособниками дьявола, а колдовство приравняли к смертному греху. Ведьм теперь обвиняли во всех катаклизмах и личных несчастьях. Стало считаться, что чем больше ведьм будет уничтожено, тем счастливее заживет человечество.

И если в XII-XIII веках казнь ведьм была все еще довольно редким событием, то начиная с XIV века расправы стали массовыми. Известны случаи, когда одновременно на площадях сжигали более 400 ведьм. Ситуация усугубилась после опубликования в 1484 году буллы о ведьмах папы Иннокентия VIII. Жгли ведьм везде — во Франции, Бельгии, Италии, но особенно отличилась Германия.

Некоторые судьи даже соревновались в количестве жертв. Взойти на костер мог любой, кто хоть сколько-нибудь отличался от остальных жителей. Горели самые красивые, самые толстые, слепые и увечные с рождения. Все отличия считались доказательством сговора с дьяволом. Чтобы попасть в лапы инквизиции достаточно было небольшого доноса от соседа, которому показалось, что свинья его сдохла от недоброго взгляда живущей неподалеку женщины.

Но свирепствовала не только инквизиция. Отправляли ведьм на казнь и обычные жители. Так в герцогстве Гессенском один из трибуналов возглавлял обычный солдат. И вместе со своими присяжными заседателями (простыми крестьянами) он обрекал людей на сожжение по малейшему поводу. Часто при помощи обвинений в колдовстве и доносах люди находили способ избавиться от своих конкурентов: врачи устраняли своих соперниц – более успешных деревенских врачевателей, девушки доносили на своих более красивых сожительниц и т.д. Участие в охоте на ведьм принимали как католики, так и протестанты. Идейные вожди последних — Кальвин и Мартин Лютер — зачастую самолично принимали участие в казнях и даже придумывали новые способы продлевать агонию горевших ведьм. Например, Кальвин предложил делать костры из сырых дров, что делало казнь более продолжительной.

Рекомендуем

Еще страшнее были орудия пыток, которые придумали инквизиторы чтоб заставить ведьм сознаться в злых умыслах. ”Ведьмино кресло” с острыми шипами, дыба, кипяток в сапоги — все шло в ход, чтобы добиться признания. Еще одним наиболее явным доказательством вины считалось обнаружение на теле ведьмы “отметины дьявола”. Это и дало повод в настоящее время говорить, что под предлогом охоты на ведьм инквизиция боролась с проказой.

Однако часть медиевистов склонна считать, что инквизиция таким образом пыталась уничтожить зарождавшийся феминизм. И как в этой связи не вспомнить самую известную казнь 30 мая 1431 года в Руане, когда была сожжена обвиненная в ведьмовстве Жанна д’Арк.

Лишь к середине XVIII века судебные процессы в отношении ведьм прекратились. Почему же это произошло? Постепенно рос уровень образования, улучшались условиях жизни человека. В определенных общественных кругах вера в колдовство стала считаться дурным тоном. Увеличивались знания в области медицины, а значит, теперь многие странности человеческого организма объясняли научно, а не кидали за них в костер. Постепенно суды над ведьмами были запрещены законодательно. Но отдельные самосуды и линчевания продолжались еще более ста лет. Последняя известная ведьма была сожжена в Мексике в 1860 году. Историками было подсчитано, что начиная со средних веков за колдовство было казнено около 80 тысяч человек.

Иллюстрация: depositphotos | FrolovaElena

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter .

Великие тайны и загадки Средневековья Вербицкая Анна

Кто же они - ведьмы?

Кто же они - ведьмы?

Сейчас существует множество мнений на этот счет. В народных сказках ведьмы - это горбатые старухи с длинным носом и седыми лохмами - та же Баба Яга. В современной литературе ведьмы все чаще выглядят как привлекательные девушки и женщины, наделенные как необычайным магическим талантом, так и необыкновенной красотой и очарованием. А как они выглядели в представлении наших предков? Ведь точно известно, что отношение к ведьмам в Восточной и Западной Европе отличалось очень сильно. Попытаемся узнать, кого называли в Средневековье ведьмами, чем отличались колдуны западноевропейские от славянских, какие деяния им приписывали и как с ними боролись.

В славянских языках слово «ведьма» происходит от «ведать» - знать. Так называли женщин, умеющих общаться с духами природы и подчинять их себе, владеющих волшебством. Первоначально ведьмами называли знахарок (ведуний). Обычно к ним обращались в различных сложных ситуациях и в зависимости от результата ворожбы награждали или казнили. Ведьма в представлении наших предков не была злой: она могла помогать, предупреждать, давать ценные советы, привораживать и отвораживать, лечить и предсказывать будущее. Ведьмы были своеобразным мостиком между миром людей и миром духов, которым они и были обязаны своим даром. Ведьмы делились на две группы - «родимые», то есть те, кто уже родился с ведовским даром, и ученые, которые по своей воле; захотели стать ведьмами. Прирожденные ведьмы считались менее вредными и, по сути, ни в чем не повинными, поскольку родились такими на свет потому, что были ли6о прокляты, либо заколдованы, когда были еще в утробе матери. Родимая ведьма иногда совсем не пользовалась своими врожденными талантами или если и пользовалась, то несравненно умереннее, нежели ученая. Ведьма ученая добровольно пошла на сговор с нечистой силой, чтобы получить особый дар и вредить людям. Значит, она сознательно использовала магию во зло. В русском и украинском фольклоре существует легенда о том, что врожденную ведьму можно легко опознать… по хвосту. Сначала этот придаток в длину не больше пальца, но, если ведьма часто занимается колдовством, хвост у нее отрастает и делается похожим на собачий. Внешне же ведьма выглядит как обычная женщина. Отличить ее можно по тяжелому взгляду и тому, что она старается никогда не смотреть в глаза людям. Мифы говорят, что в ее глазах можно увидеть перевернутое изображение человека. Часто ведьму описывали безобразной старухой, хромой или горбатой. Не менее часто ведовские способности приписывались и молодым красивым женщинам. Им якобы проще завлекать в свои сети людей.

Предполагалось, что у ведьмы, как союзницы нечисти, есть две души: обычная, человеческая, и злая, демоническая, которая покидает по ночам тело спящей женщины и вредит людям. Потому часто ведьм и колдунов называли двоедушниками, а лишить их дара можно было, перенеся или повернув тело во время сна. Считалось, что опасными колдуны и ведьмы становятся в большие годовые праздники: на Ивана Купалу, Юрьев день, Благовещение, Пасху, Троицу, Рождество и, конечно, в канун 1 мая (Вальпургиева ночь). Не меньшую опасность ведьмы представляли и в периоды полнолуния или новолуния, в грозовые ночи, когда они обретали особенную силу, чаще нападали на людей. Чтобы скрыть свое истинное обличье, они превращались в жаб, собак, кошек, свиней, сорок. Они оборачивались вороной, совой, курицей, уткой, мухой, бабочкой, пауком и даже принимали вид предметов быта - решета, стога сена, клубка, палки, корзины или вовсе делались невидимыми. Главным преступным деянием ведьм считалось наведение на скот порчи и способность отнимать у коров молоко. Для этого ведьма собирала росу на межах и пастбищах, волоча по траве полотно, сорочку, фартук или даже вожжи, а потом выжимала из них воду и поила свою корову или даже просто вешала в своем доме - с намокшего полотна обильно текло молоко. Другой волшебный способ доения чужой коровы в многочисленных легендах выглядел так: ведьма у себя дома пробуравливала где-нибудь в столбе, косяке или в стене отверстие и держала его заткнутым; когда ей хотелось молока, она вынимала затычку, произносила заклинание, и молоко начинало струей бить из дырочки в подставленную посудину. Единственный способ остановить ведьму - застать ее во время первого доения. Особенно ценился при охоте на ведьм первак. Нет, это не самогон, это пес, появившийся на свет от первородящей суки, которая, в свою очередь, была первым потомком также первородившей матки. Иначе таких собак называли ярчуками. Только эти псы обладали способностью видеть ведьм и отличать их от других женщин. Таких псов хозяева берегли, как зеницу ока. Ведь на них охотилась вся нечисть и старалась уничтожить, пока псу не исполнился год. В Украине бытовало поверье, что ведьма может отнимать не только молоко у коровы, но и сало у свиней, то есть жир с чужих свиней переходил к свиньям колдуньи, даже если она их не кормила. Могла ведьма переманить и яйценоскость у чужих кур. Могла даже перевести на свое поле урожай соседа, навязав на чужом поле «завитки» или «заломы». Жители Костромского края считали, что в ночь на Ивана Купалу ведьма может выстричь на чужом поле узкую «дорожку» и собрать срезанные колоски - вместе с ними она якобы забирает весь урожай с поля.

Ведьмам приписывалась способность насылать порчу на людей, в результате чего они болели, гибли, новорожденные не спали по ночам, плакали, домочадцы ссорились, свадьбы расстраивались, работа не удавалась. В отдельных регионах верили даже в такие невероятные способности ведьм, как возможность насылать град, ураган, наводнения, пожары, похищать небесные светила, вызывать засуху и другие бедствия.

Для защиты от ведьм в народе издавна использовались обереги. Чтобы не позволить ведьме пробраться в дом или во двор, на воротах укрепляли свечу, освященную на Сретение, или метлу на длинной палке; в столбы ворот втыкали зубья бороны, ветви терна, шиповника и других колючих растений. Чтобы уберечь скотину, возле дверей хлева и сарая ставили борону зубьями вперед или вилы, ухват; на порог клали нож, топор, косу или любой другой режущий или колющий предмет. Чтобы уберечь дом от колдовства ведьм, проводили особенные магические обряды, символизирующие возведение преграды: осыпали дом и хлев маком, обводили косой по земле круг, очерчивали мелом стены, рисовали на дверях кресты…

У славян существовало множество самых разнообразных способов распознавания ведьм. Например, верили, что купальский костер притягивает к себе ведьму, вызывая у нее немочь и головную боль. Она вынуждена подойти к костру, чтобы прекратить свои мучения. Существовали специальные приемы привлечения ведьмы к костру - кипятили цедилку с воткнутыми в нее иглами или осиновыми колышками, лили молоко испорченной ведьмой коровы в огонь или на раскаленный серп. Еще один способ - подкараулить ведьму, проникающую в хлев. Хозяин, если видел возле коровы жабу, кошку или другое животное, пробивал ей колом лапу или глаз. Если на следующий день обнаруживалось, что одна из соседок окривела или ходит с перевязанной рукой, - ее признавали ведьмой. Иногда пойманное в хлеву животное убивали или бросали в воду, полагая, что от этого злобная колдунья должна умереть или утонуть. Считалось, что проще всего выявить ведьму в церкви во время службы, особенно пасхальной. Ведьма старается дотронуться до иконы, хоругви, рясы священника, не хочет выходить с крестным ходом, поворачивается спиной к алтарю. В Украине до сих пор есть поверье, что, если, проходя мимо группы женщин, сложить правой рукой «фигу» и засунуть ее под мышку левой руки, ведьма отреагирует - окликнет вас и начнет браниться. Популярным способом выявить ведьму у славян была проверка водой - считалось, что ведьмы не тонут. Потому в засуху женщин загоняли в водоемы, чтобы найти и покарать вредоносную чародейку. Существовал способ, с помощью которого человек мог научиться видеть ведьм. Перед Великим Постом такому человеку следовало взять кусочек творога, положить его себе под язык и продержать так целую ночь. На другой день этот творог нужно было завязать в пояс и носить на себе весь пост, а в пасхальную неделю во время чтения четверговых евангелий можно увидеть в церкви всех ведьм, правда и ведьмы увидят экспериментатора и узнают его. Конечно, ведьмы будут умолять отдать пояс, угрожать и ругаться, но уступать им нельзя.

Еще в Украине существовало поверье, что ведьму можно поймать, накинув на нее шнур из новых, еще не надеванных шаровар. Этот «очкур» надо освятить вместе с куличом во время светлой заутрени и с ним караулить ведьму в хлеву. Как только она войдет, надо ей накинуть очкур на шею и держать крепко, не обращая внимания на то, что она будет превращаться в разных тварей и пугать. А уж потом, когда она устанет, с ней можно будет расправиться по-свойски.

Также было мнение, что увидеть ведьму можно через полено, в котором выпал сучок, или сквозь такое же отверстие в доске, которую тешут на гроб. Можно увидеть ведьму и через осиновую борону, сделанную за один день.

По легенде, за свою связь с нечистой силой и необыкновенные способности ведьмы расплачиваются трудной смертью: они не могут умереть, пока не передадут свою силу.

Считалось: для того чтобы ведьма все-таки умерла, надо разобрать потолок или крышу в доме или накрыть ее телячьей шкурой. Бытовало поверье, что после смерти ведьма может вставать из гроба и посещать свой дом, потому часто ведьм, как и вампиров, хоронили лицом вниз, а гроб пробивали осиновым колом. В западноевропейских странах отношение к ведьмам было несколько иное, и тоже очень неоднозначное. В трактатах по демонологии средневековые теологи подбирают ведьмам множество имен: «ездящая на палке», «обладательница дурного глаза», «мудрая женщина», «насылающая порчу», «кровососущее чудовище», «чародейка», «знахарь», «предсказывающая будущее», «отравительница», «ночная птица». Как и в славянских землях, ведьм делили на прирожденных и получивших свой дар по доброй воле от сатаны. Но кроме этого, существовала еще одна классификация ведьм и колдунов. Средневековые ученые-теологи различали:

предсказательниц или цыганок;

астрологов, звездочетов, ведьм, предсказывающих будущее по планетам;

ведьм поющих, воющих или считающих, умеющих ворожить на цифрах;

ведьм, умеющих варить ядовитые зелья и отравляющих снадобьями;

ведьм, заклинающих духов;

ведьм-знахарок и целительниц, очень мудрых и ученых;

некромантов.

В отличие от славянских ведьм, их европейские коллеги не превращались в птиц и животных - последние были домашними любимцами и… духами-покровителями. У некоторых ведьм такой дух был один, у других - по два, три, четыре или даже пять. Духи могли принимать облик хорька, жабы, паука, дрозда и вороны (считавшихся вещими птицами), а также мыши - обычной или летучей. Чаще всего духи принимали вид черных котов. Однако под пыткой ведьмы часто сознавались - и это записано в протоколах инквизиторов, - что дьявольскими помощниками могли быть любые животные, от собаки до ежа или шмеля. Главной задачей любимцев ведьм была помощь в их колдовских делах - они могли выполнять мелкие поручения, напоминать о времени следующего шабаша и давать советы по черной магии. То есть это были своего рода секретари, а подчас - и транспортное средство, на котором ведьма летала на шабаш.

Кормили своих друзей ведьмы весьма скромно - они, как и прочие мелкие бесы, питались молоком или кровью ведьмы. Обычно они сосали грудь с ненормально большим соском, который мог появляться как у женщин, так и у мужчин и назывался знаком ведьмы. Обнаружение на теле такого знака считалось бесспорным доказательством связи женщины или мужчины с дьяволом.

Как и у славян, более опасными у европейцев считались «ученые» ведьмы. Такая ведьма училась у другой ведьмы или даже у самого черта. В обряд инициации ведьмы входили такие ритуалы, как топтание иконы, прочтение молитвы наоборот и так далее. Старшая ведьма также могла посвящать ученицу с помощью волшебного отвара, которым умывала будущую ведьму. Та вылетала из дома через дымоход и возвращалась в дом уже ведьмой.

Примечательно, что у всех народов ведьмы обладают даром летать и собираться на шабаши. Для того чтобы взлететь, ведьмы намазываются некой жидкостью или наносят на запястье специальную мазь и вылетают через печь.

Слово «шабаш» происходит от еврейского sabbat, обозначающего седьмой день недели. Но христианская мифология называет этим словом сборище ведьм и колдунов для встречи с дьяволом. Устраивался шабаш обычно по субботам, иногда по средам и пятницам, в уединенных и диких местах. В каждой стране есть свое место для шабашей: в Германии - гора Броккен, в Исландии - Гекль в Геккенфельде, в Швеции - Блаакулла на Эланде, в Норвегии - Линдергорн близ Бергена, в Украине - Лысая Гора в Киеве, в Италии - Беневентскии дуб. Здесь ведьмы устраивают разгульные банкеты и отчитываются перед высшей нечистой силой. Как правило, на шабаше нечистый принимает вид черного козла. Он раздает пришедшим порошки и жидкости для приготовления ядов и всевозможных чародейских мазей и напитков. Надрезая кору дубов, дьявол вытягивает из деревьев вино, которое и пьют присутствующие. В жертву дьяволу колдуньи приносят жаб, кошек, лягушек, а потом из их костей изготавливают магические амулеты.

Обычно на шабаш приводили и новообращенных ведьм. Одну из них выбирали Царицей шабаша. Совершенно голая, она ложилась на алтарь, где дьявол лишал ее невинности. После этого совокупляться с ней могли все желающие. Если алтаря не было, его роль выполняла сама новообращенная ведьма - ее тело служило не только для услаждения всех желающих, но и в качестве стола и посуды, с которого ели и пили. Потом обычно начинались танцы. Хоровод ведьмы водили, повернувшись друг к другу спиной, далее следовали пир и оргия, ще приветствовались все виды извращений. Особенное внимание уделялось участниками шабаша склонению к близости родственников. По легенде, именно от такой связи может родиться настоящий колдун. Но главной целью шабаша был отнюдь не разврат. Считалось, что на этом мероприятии дьявол наделяет колдунов и ведьм властью, распределяет между ними «вотчины», награждает верных слуг и учит, как можно навредить людям. В разных странах и регионах некоторые детали проведения шабашей отличаются, но общие черты складываются именно в такую картину.

При детальном изучении описаний шабашей и истории ведовства оказалось, что эти описания - чистый вымысел, придуманный жертвами инквизиции во время мучительных пыток. На самом деле в средневековой Европе у крестьян существовал обычай: перед воскресеньем, чтобы восславить праздник, они собирались в живописных уединенных местах и устраивали танцы, веселясь до утра. Народные гулянья проводились ночью по одной простой причине - днем у людей просто не было свободного времени. Эта традиция никого не удивляла и не привлекала внимания, но с приходом инквизиции все изменилось. Безобидные гулянья стали расцениваться истеричными фанатиками как праздники во славу дьявола, и, если после таких гуляний происходило что-то плохое, это считалось происками дьявола и его слуг, набравшихся сил после встречи с «шефом». Соответственно, ведьмами объявлялись все девушки, которые накануне языческих праздников собирались погадать на женихов, попрыгать через костер и повеселиться. Под пытками несчастные были согласны подтвердить самую изощренную выдумку. Ведь главной целью «судов» было любыми средствами выбить признание из обвиняемых. Действия Церкви порождали противодействие в народе, и в некоторых местностях отмечались практически настоящие шабаши, где люди танцевали нагишом, совокуплялись, поклонялись козлу и пели срамные песни. Но это вовсе не значит, что участники были колдунами. Это был своеобразный протест против террора Церкви.

Инквизиция канула в Лету, а вот традиция проведения шабашей, как ни странно, существует и сегодня. Только теперь это не развратная оргия, а некий фольклорный фестиваль с музыкой, танцами, шутками, обязательными страшными историями и маскарадом. Как правило, такие праздники проводятся восемь раз в год. Первый праздник, который считается самым важным и приравнивается к ведьмовскому новому году - Самайну или Хеллоуину, - проводится в период от 31 октября до 11 ноября, в зависимости от местных традиций. Существует поверье, что в ночь Самайна открываются холмы потаенного народа, встреча с которым таит великие возможности, которые можно обратить и на добрые, и на злые дела. В это время преграда, разделяющая мир мертвых и живых, истончается; это день памяти любимых людей. Еще Хеллоуин - праздник урожая. Часто во время праздника исполняют «пляску с яблоками». Она ведет историю еще от предков-язычников. Считалось, что, когда колдунья вонзает зубы в яблоко, частица ее души переходит в плод. Потом надо съесть яблоко как символ здоровья и благополучия или зарыть его во дворе в знак изобилия на долгие зимние месяцы. Символом плодородия может служить и тыква со свечой внутри, которая одновременно утешает души умерших.

После Хеллоуина следуют колдовские праздники: Йоль, припадающий на 20–23 декабря; Кандлмас - 2 февраля, День Дамы (Остара), совпадающий с днем весеннего равноденствия 20–23 марта; Вальпургиева ночь - ночь на 1 мая; день летнего солнцестояния 20–23 июня; Ламмас - 1 августа; наконец, Миклмас или Мабон - осеннее равноденствие 20–23 сентября. Мы видим, что почти все эти даты совпадают с языческими праздниками славян.

Отметим, что в Восточной Европе не было инквизиции, хотя к XIII в. на Руси господствовало христианство. Чем объясняется такое разное отношение к колдунам и ведьмам западной и восточной христианской Церкви?

Известный ученый, профессор В. Антонович предложил следующую версию. В Западной Европе ведьм очень жестко преследовали и сжигали на основании того, что их обвиняли в сношении с дьяволом, отречении от истинной веры. У славян все процессы против ведьм были построены на жалобах о каком-то конкретном вреде, который причинила конкретная ведьма. На западе ведьму обвиняли церковные или государственные учреждения, а у славян толчок началу расследования давал, как правило, один или несколько человек, пострадавших от колдовства. Каждое дело разбиралось местным судом, часто без привлечения священников. Православная церковь вообще не интересовалась такими дознаниями. Священники, как свидетельствуют летописи, допускали возможность волшебного влияния на бытовые, повседневные обстоятельства жизни, но не видели взаимосвязи этих влияний со злым духом. Ведь если Бог позволяет ведьме иметь этот дар и его использовать, почему люди должны быть против? Отношение народа к колдовству имело чисто практический характер. Люди допускали существование в природе сил и законов, большинству неизвестных. Некоторые эти законы становились достоянием единиц, которые сумели их познать и черпать из них силы. Познание тайны природы не было чем-то греховным, противоречащим религиозному обучению, потому и ведьмы считались скорее «детьми природы», чем «порождением сатаны». Потому отдельные посланники инквизиции, оказавшись на русских землях, не получили поддержки и были вынуждены смириться. В нескольких хрониках были даже записи, когда селяне становились на защиту ведьмы, несправедливо обвиненной в каком-то преступлении. Вот такой разной была история ведьм на востоке и западе Европы. Эпоха Средневековья давно закончилась, но в ночь на 1 мая продолжают гореть костры на Лысой горе, горе Броккен, по берегам рек, на укромных лесных полянах. Люди продолжают почитать духов предков и те таинственные силы природы, которые до сих пор не может объяснить современная наука. Ведьмовство и магия в наше время вышли из «подполья», о чем красноречиво свидетельствует беспримерный успех истории о мальчике-волшебнике Гарри Поттере. Кстати, в Италии общество защиты животных бьет тревогу: утверждают, что за год в стране исчезает более 60 000 черных кошек. Что бы это значило?

Из книги Легенды Львова. Том 1 автора Винничук Юрий Павлович

Ведьмы Когда зимними снежными ночами на Лысой горе собирались ведьмы-ветреницы, веяли морозные ветра с метелями. Ветра задували в дымоходы и гасили ночники в домах. Ведьмы очень мёрз??ли и залетали в трубы погреться, и при этом страшно стонали и завывали. Потому люди

Из книги автора

Масло ведьмы В Густом жила вдова, которая занималась чародейством, а ночами часто летала на Лысую гору. В один поздний осенний вечер возвращался с ярмарки телегой молодой гончар, и застала его ночь в Густом. И если бы только ночь! Как назло, и ветер сорвался, небо заволокло

Во все века отношение к магии разделило людей на два враждующих лагеря. Одни видят в ней только зло, а другие боготворят. Но суть в том, что магия - инструмент. Она не может быть доброй или злой. Все зависит от человека, который пользуется ею.

Однако, подобные взгляды были мало характерны для нравов Средневековья. Робея перед могуществом тайных сил, люди старались скрыть свой страх злобой и ненавистью. Это породило такое отвратительное явление, как охота на ведьм.

То было страшное время. Суеверие и мракобесие среди церковных пастырей, которые сами не верили в Бога, помноженное на их садистские наклонности, и приправленное глупостью и суеверием населения. Испания, Шотландия, Франция - там вовсю свирепствовали те, кто по Библии должны проповедовать любовь, милосердие, терпимость. Но символом охоты на ведьм, столицей мракобесия, по праву назвался Салем.

Женщина с родинкой странной формы; бабка-повитуха, которая, принимая роды, не смогла спасти ребенка; знахарка, лечащая травами - перепуганному и забитому люду везде виделись ведьмы и козни Дьявола. В Средние Века последние два понятия стали неразделимыми.

А еще оборотни, вампиры, фокусники, хромые и косоглазые, горбатые, слепые - сколько у добропорядочного католика было врагов! И не приведи Боже, чтобы женщина была умнее мужа, не слушалась его, имела свое мнение, исцеляла раненых или видела будущее. Так была отправлена на костер Святая Жанна, национальная героиня Франции, а также ее самый верный защитник, французский маршал Жиль де Рец. Первая имела контакты со святыми, которые велели защищать свой народ, а второй имел от них приказ защищать Жанну от врагов.

Жиль де Рец, прозванный позднее Синей Бородой, выполнял этот приказ со всем рвением, на которое только способен человек. Однако, спасти боготворимую им Жанну не успел. И тогда он ударился в алхимию, тайно мечтая вернуть ее к жизни. Остается вопросом, совершал ли Синяя Борода все приписываемые «Молотом ведьм» преступления, однако пытки сломили его, и обреченный измученный маршал, бывший кумир французов, подтвердил все, в чем его обвиняли многочисленные враги.

Средневековые обыватели верили, что видели, как ведьмы пожирают младенцев, что они отнимают мужскую силу и делают женщин неспособными к продолжению рода. Суть судебного производства того периода состояла в том, что обвиняемому, который даже не знал имени своего доносчика(-ов),судьи задавали наводящие вопросы. Если он отрицал обвинения, то следующим этапом становились пытки. Защитников в судебных делах не было - по причине малограмотности населения и высокой опасности.

Накрученной, обезумевшей от гнева толпе нужен был виноватый, чтобы выплеснуть свою ненависть, и неважно, кто им станет. Святые отцы и сами частенько прибегали к махинациям, чтобы оправдать собственные злодеяния. В качестве примера можно привести соавтора «Молота ведьм», Генриха Крамера.

Своей работой он добился ненависти населения тех городков, в которых проповедовал. Тогда Крамер посадил за печь женщину и велел ей всем говорить, что в несчастную вселился дьявол. Пленница называла имена, а Крамер потом названных людей жестоко пытал. Позднее был изгнан церковными первосвященниками.

«Молот ведьм» остался потомкам, как символ той дикой эпохи.

© agenyz-zdorov.ru, 2024
Mедицинский портал - АgenyzZdorov