Вовка добрая душа читать полностью. «Вовка – добрая душа» Агния Барто. Почему Вовка рассердился

12.12.2023

Детская поэтесса Агния Барто известная своими интересными детскими стихами, которые живут у памяти каждого человека еще с раннего детства. Стихотворения Барто - добрые и веселые, каждый ребенок в них найдет себя.

Серия стихотворений «Вовка – добрая душа»

Перу знаменитой детской поэтессы А. Барто принадлежит серия детских стихотворений, главным героем которых является мальчик по имени Вовка. Вовку знали и любили все жители улицы – он имел добрый нрав, был воспитанным, честным всегда спешил на выручку людям. Некоторые стихотворения из цикла «Вовка – добрая душа» мы рассмотрим сейчас.

Стихотворение «Шла вчера я по Садовой»

Первое стихотворение из цикла «Вовка – добрая душа» - это стих «Шла вчера я по Садовой». В нем мы и знакомимся с нашим главным героем – мальчиком Вовкой. Автор описывает свою пешую прогулку по одной из московских улиц. Вдруг из окна прозвучало громкое «Доброе утро!».

Это маленький мальчик Вовка приветствовал всех прохожих. Люди удивлялись маленькому мальчику, однако отвечали на его приветствие дружескими улыбками. Со временем, автор узнала больше о своем знакомом – его звали Вовка, мальчишка был любимцев всех людей, так как всех встречал с улыбкой и искренностью. Вовка никогда не оставлял в беде маленьких детей, которые нуждались в его помощи, а также был очень вежлив с взрослыми людьми и никогда не хулиганил.

Стихотворение «Как Вовка стал старшим братом»

Агния Барто описывает нам такую ситуацию: маленькие девочки, играя в песочнице, начали хвастаться своими старшими братьями. Девочка Таня рассказала про своего старшего брата, который носил пионерский галстук, отлично учился в школе, а главное – имел такую силу, что мог вырвать сорняк в огороде прямо с корнем.

У девочки Валечки также был десятилетний братик – мальчик защищал ее от всех обидчиков. Валечка сказала, что если бы на нее охотился большой тигр, ее брат тут же начал драться с ним и победил бы. Вдруг рассказы девочек перервал громкий плач Катеньки. Она была единственной дочкой у своих родителей.

Девочка рассказала, что ее вчера поцарапал и искусал кот, но никто не защитил ее. Этот плач услышал Вовка. Добрый мальчик заявил всем, что с понедельника будет Катиным старшим братом, и никому не даст ее обидеть, ни коту, ни хулиганам, ни хищному тигру.

Стихотворение «Вовка повзрослел»

Время идет, и все детки взрослеют. Так случилось и с добряком Вовкой. Когда ему исполнилось двенадцать лет, мальчик стал стыдиться своей доброты. Он принял решение стать злым. Для начала Вовка решил избить дворовых кошек. Днем Вовка гонялся за кошками, а когда наступала ночь, выходил на улицу, и слезно просил прощение у них за нанесенный вред.

Затем Вовка решил пострелять в воробьев с рогатки. Целый час мальчик гонялся за птичками, делая вид, что не может за ними уследить. Затем Вовка тайно зарыл свою рогатку под кустом – так как ему стало жаль птичек. Мальчик решил делать злые дела напоказ, чтобы взрослые думали, что он стал злым. Однако Вовка по-прежнему оставался таким же добряком, каким был в детстве.

Великие о стихах:

Поэзия — как живопись: иное произведение пленит тебя больше, если ты будешь рассматривать его вблизи, а иное — если отойдешь подальше.

Небольшие жеманные стихотворения раздражают нервы больше, нежели скрип немазаных колес.

Самое ценное в жизни и в стихах — то, что сорвалось.

Марина Цветаева

Среди всех искусств поэзия больше других подвергается искушению заменить свою собственную своеобразную красоту украденными блестками.

Гумбольдт В.

Стихи удаются, если созданы при душевной ясности.

Сочинение стихов ближе к богослужению, чем обычно полагают.

Когда б вы знали, из какого сора Растут стихи, не ведая стыда... Как одуванчик у забора, Как лопухи и лебеда.

А. А. Ахматова

Не в одних стихах поэзия: она разлита везде, она вокруг нас. Взгляните на эти деревья, на это небо — отовсюду веет красотой и жизнью, а где красота и жизнь, там и поэзия.

И. С. Тургенев

У многих людей сочинение стихов — это болезнь роста ума.

Г. Лихтенберг

Прекрасный стих подобен смычку, проводимому по звучным фибрам нашего существа. Не свои — наши мысли заставляет поэт петь внутри нас. Повествуя нам о женщине, которую он любит, он восхитительно пробуждает у нас в душе нашу любовь и нашу скорбь. Он кудесник. Понимая его, мы становимся поэтами, как он.

Там, где льются изящные стихи, не остается места суесловию.

Мурасаки Сикибу

Обращаюсь к русскому стихосложению. Думаю, что со временем мы обратимся к белому стиху. Рифм в русском языке слишком мало. Одна вызывает другую. Пламень неминуемо тащит за собою камень. Из-за чувства выглядывает непременно искусство. Кому не надоели любовь и кровь, трудный и чудный, верный и лицемерный, и проч.

Александр Сергеевич Пушкин

- …Хороши ваши стихи, скажите сами?
– Чудовищны! – вдруг смело и откровенно произнес Иван.
– Не пишите больше! – попросил пришедший умоляюще.
– Обещаю и клянусь! – торжественно произнес Иван…

Михаил Афанасьевич Булгаков. "Мастер и Маргарита"

Мы все пишем стихи; поэты отличаются от остальных лишь тем, что пишут их словами.

Джон Фаулз. "Любовница французского лейтенанта"

Всякое стихотворение — это покрывало, растянутое на остриях нескольких слов. Эти слова светятся, как звёзды, из-за них и существует стихотворение.

Александр Александрович Блок

Поэты древности в отличие от современных редко создавали больше дюжины стихотворений в течение своей долгой жизни. Оно и понятно: все они были отменными магами и не любили растрачивать себя на пустяки. Поэтому за каждым поэтическим произведением тех времен непременно скрывается целая Вселенная, наполненная чудесами - нередко опасными для того, кто неосторожно разбудит задремавшие строки.

Макс Фрай. "Болтливый мертвец"

Одному из своих неуклюжих бегемотов-стихов я приделал такой райский хвостик:…

Маяковский! Ваши стихи не греют, не волнуют, не заражают!
- Мои стихи не печка, не море и не чума!

Владимир Владимирович Маяковский

Стихи - это наша внутренняя музыка, облеченная в слова, пронизанная тонкими струнами смыслов и мечтаний, а посему - гоните критиков. Они - лишь жалкие прихлебалы поэзии. Что может сказать критик о глубинах вашей души? Не пускайте туда его пошлые ощупывающие ручки. Пусть стихи будут казаться ему нелепым мычанием, хаотическим нагромождением слов. Для нас - это песня свободы от нудного рассудка, славная песня, звучащая на белоснежных склонах нашей удивительной души.

Борис Кригер. "Тысяча жизней"

Стихи - это трепет сердца, волнение души и слёзы. А слёзы есть не что иное, как чистая поэзия, отвергнувшая слово.

Шла вчера я по Садовой

Шла вчера я по Садовой,
Так была удивлена -
Паренек белоголовый
Закричал мне из окна:

Я спросила: - Это мне? -
Улыбнулся он в окне,
Закричал еще кому-то:
- С добрым утром! С добрым утром!
Малышам и взрослым людям
Паренек махал рукой,
С ним теперь знакомы будем:
Это Вовка - есть такой!

Как Вовка стал старшим братом

У меня есть старший брат,
Очень умный парень! -
Уверяет всех ребят
Таня на бульваре.-

В красном галстуке он ходит,
В пионерской форме,
Сорняки на огороде
Вырывает с корнем!

И толстушка Валечка
Старшим братом хвалится:

Если кто меня обидит -
Старший брат в окно увидит.
Если я заплакала -
Он проучит всякого.

Он готов меня спасти
И от тигра лютого.
Десять лет ему почти,
Павликом зовут его.

Катя в красном платьице
Как расплачется:

Я одна ничья сестра,-
Цапнул кот меня вчера.
Что ж, меня кусай, царапай…
Я одна у мамы с папой,
Нету братьев у меня,
Папа с мамой - вся родня.

К ней подходит не спеша
Вовка - добрая душа.

Объявляет он ребятам:
- Буду Кате старшим братом.
С понедельника, с утра,
Будешь ты моя сестра.

Как Вовка бабушек выручил

На бульваре бабушки
Баюкают внучат,
Поют внучатам ладушки,
А малыши кричат.

Расплакались две Оленьки,
Им жарко в летний зной,
Андрей, в коляске голенький,
Вопит как заводной.

Ладушки, ладушки…-
Ох, устали бабушки,
Ох, крикунью Ирочку
Нелегко унять.

Что ж, опять на выручку
Вовку нужно звать.
- Вовка - добрая душа,
Позабавь-ка малыша!

Подошел он к бабушкам,
Встал он с ними рядышком,
Вдруг запрыгал и запел:
- Ладушки, ладушки!

Замолчали крикуны,
Так они удивлены:
Распевает ладушки
Мальчик вместо бабушки!

Засмеялись сразу обе
Маленькие Оленьки,
И Андрей не хмурит лобик,
А хохочет, голенький.

Вовка пляшет на дорожке:
- Ладушки, ладушки!
- Вот какой у нас помощник!
Радуются бабушки.

Говорят ему:-
Спасибо!
Так плясать
Мы не смогли бы!

Про Вовку, черепаху и кошку

Случилось вот какое дело -
Черепаха похудела!

Стала маленькой головка,
Хвостик слишком тонок! -
Так сказал однажды Вовка,
Насмешил девчонок.

Похудела? Ну, едва ли! -
Девочки смеются.-
Молока мы ей давали,
Выпила всё блюдце.

Черепаха панцирь носит!
Видишь, высунула носик
И две пары ножек!
Черепаха панцирь носит,
Похудеть не может.

Черепаха похудела!-
Уверяет Вова.-
Нужно выяснить, в чем дело,
Может, нездорова?

Смотрит Вовка из окошка,
Видит он - крадется кошка,
Подошла, лизнула блюдце…
Экая плутовка!
Нет, девчонки зря смеются!

Вот,- кричит им Вовка,-
Поглядите, кошка съела
Завтрак черепаший!
Черепаха похудела
Из-за кошки вашей!

Жарко

У солнышка есть правило:
Оно лучи расправило,
Раскинуло с утра -
И на земле жара.

Оно по небу синему
Раскинуло лучи -
Жара такая сильная,
Хоть караул кричи!

Изнемогают жители
В Загорске-городке.
Они всю воду выпили
В киоске и в ларьке.

Мальчишки стали неграми,
Хоть в Африке и не были.

Жарко, жарко, нету сил!
Хоть бы дождь поморосил.

Жарко утром, жарко днем,
Влезть бы в речку, в водоем,
Влезть бы в речку, в озерцо,
Вымыть дождиком лицо.

Кто-то стонет: - Ой, умру!..-
Трудно в сильную жару,
Например, толстухам:
Стали падать духом.

А девчонка лет пяти
Не смогла пешком идти -
На отце повисла,
Будто коромысло.

Жарко, жарко, нету сил!
Хоть бы дождь поморосил.

Вовка вызвал бы грозу -
Не сговоришься с тучей.
Она - на небе, он - внизу.
Но он на всякий случай
Кричит: - Ну где же ты, гроза?
Гремишь, когда не надо! -
И долго ждет, подняв глаза,
Он у калитки сада.

Жарко, жарко, нету сил!..
Пить прохожий попросил:
- Вовка - добрая душа,
Дай напиться из ковша!

Вовка - добрая душа
Носит воду не дыша,
Тут нельзя идти вприпрыжку -
Расплескаешь полковша.

Вовка,- просят две подружки,-
Принеси и нам по кружке!
- Я плесну вам из ведра,
Подставляйте горсти…

…Тридцать градусов с утра
В городе Загорске,
И все выше, выше ртуть…
Надо сделать что-нибудь,
Что-то сделать надо,
Чтоб пришла прохлада,
Чтоб не вешали носы
Люди в жаркие часы.

Вовка - добрая душа
Трудится в сарае,
Что-то клеит не спеша,
Мастерит, стараясь.
Вовка - добрая душа
Да еще три малыша.

Паренькам не до игры:
Предлагает каждый,
Как избавить от жары
Разомлевших граждан.

В городе Загорске
Горки да пригорки,
Что ни улица - гора.
Шла старушка в гору,
Причитала: - Ох, жара!
Помереть бы впору.

Вдруг на горке, на откосе,
Ей подарок преподносит,
Подает бумажный веер
Вовка - парень лет пяти.
Мол, шагайте поживее,
Легче с веером идти.
Обмахнетесь по пути.

Вовка - добрая душа
Да еще три малыша,
Да еще мальчишек восемь
Распевают на откосе:
- Получайте, граждане,
Веера бумажные,
Получайте веера,
Чтоб не мучила жара.
Раздаем бесплатно,
Не берем обратно.

На скамью старушка села,
Обмахнулась веером,
Говорит: - Другое дело -
Ветерком повеяло.-
Обмахнулся веером
Гражданин с бородкой,
Зашагал уверенной,
Деловой походкой.

И пошло конвейером:
Каждый машет веером.
Веера колышутся -
Людям легче дышится.

Когда ударил гром

Люди спят, и птицы спят -
Тишина полная.
Осветила темный сад
Молния! Молния!

Сильный ветер на кусты
Налетел волнами,
И опять из темноты
Молнии! Молнии!

Ветер, ветер-ураган
Бьет деревья по ногам,
И стволы трещат,
И трепещет сад.

Дождь, дождь льет,
В барабаны бьет.

Гром гремит, грохочет гром.
Молния! Молния!
- Нет, не кончится добром,-
Бабушка промолвила.

Молния, молния
Опалила клен.
Ураганом сломанный,
Наклонился он.

Надломились ветки,
Опустились вниз.
Птичий дом - скворечник,
Наклонясь, повис.

Птичий дом над бездной.
Если в нем птенец,-
Падай, друг любезный,
И всему конец!

Вовка следом за соседом
Ходит, ходит без конца:
- Надо выручить птенца!
Вы на дерево залезьте,
Я бы влез на вашем месте.-

Вовка лазил на березки,
Но тяжелый клен - громоздкий!
Вот попробуй обхвати -
Трудно парню лет пяти!

Вовка просит тетю Шуру:
- Ты же любишь физкультуру,
Физкультурницам полезно
Залезать на дерево.-
Тетя Шура не полезла,
Вовке не поверила.

А мальчишки на рыбалке…
Вовка вверх бросает палки,
Хочет он птенца вспугнуть:
- Улетай куда-нибудь!

Ты его не агитируй,-
Улыбается сосед,-
Он давно сменил квартиру,
Никого в скворечне нет.

Вовка следом за соседом
Ходит, ходит по пятам:
- Нет, птенец, наверно, там!

Вы на дерево залезьте,
Я бы влез на вашем месте,
Если б я был ростом с вас,
Я птенца давно бы спас.

До того довел соседа,
Тот вздремнул после обеда
И такой увидел сон:
На пригорке - черный клен,

А под ним четыре Вовки,
Как четыре близнеца.
Всё твердят без остановки:
«Надо выручить птенца,
Надо выручить птенца!»

Тут сосед вскочил с постели,
В сад спускается с крыльца,
Говорит: - А в самом деле,
Надо выручить птенца.-

Вот бежит и тетя Шура
С озабоченным лицом:
- Мне полезна физкультура -
Я полезу за птенцом.

И мальчишки-рыболовы
Возвращаются как раз.
Паренек белоголовый
Говорит: - Я верхолаз!

Стали спорить: как влезать,
Как веревку привязать.

Вдруг птенец, такой потешный,
Вылетает из скворечни,
Кувыркаясь на лету,
Набирает высоту.

Грома он не испугался,
Но, услышав громкий спор,
Он с силенками собрался
И умчался на простор.

Думай, думай

Это Вовка, вот чудак!
Он сидит угрюмый,
Сам себе твердит он так:
«Думай, Вовка, думай!»

Заберется на чердак
Или мчится, вот чудак,
В дальний угол сада;
Сам себе твердит он так:
«Думать, думать надо!»

Он считает, что от дум
У него мужает ум.

А Маруся, ей пять лет,
Просит Вовку дать совет
И сказать: во сколько дней
Ум становится умней?

Буква «Р»

Пять лет Сереже в январе,
Пока - четыре, пятый,
Но с ним играют во дворе
И взрослые ребята.

А как на санках, например,
Он с гор летает смело!
Сереже только буква «р»
Немного портит дело.

На брата сердится сестра,
Ее зовут Марина.
А он стоит среди двора,
Кричит:- Ты где, Малина?

Она твердит:- Прижми язык,
Прижми покрепче к нёбу!-
Он, как прилежный ученик,
Берется за учебу.

Твердит Марина:- «Рак», «ручей».
Марина учит брата.
Он повторяет:- «Лак», «лучей»,-
Вздыхая виновато.

Она твердит:- Скажи «метро»,
В метро поедем к дяде.
- Нет,- отвечает он хитро,-
В автобус лучше сядем.

Не так легко сказать «ремень»,
«Мороз», «река», «простуда»!
Но как-то раз в январский день
С утра случилось чудо.

Чихнула старшая сестра,
Он крикнул:- Будь здоррррова!-
А ведь не мог еще вчера
Сказать он это слово.

Теперь он любит букву «р»,
Кричит, катаясь с горки:
- Урра! Я смелый пионеррр!
Я буду жить в СССР,
Учиться на пятерррки!

Про Вовку и собаку Малютку

Щенок соседский так подрос.
Его зовут Малюткой,
Но он теперь огромный пёс,
С трудом влезает в будку.

Сидит Малютка на цепи.
Что тут поделаешь? Терпи!
Такая уж работа!

Пройдёт ли мимо кто-то,
Откроют ли ворота,
Он глядит по сторонам -
Вы куда идёте? К нам?
Лает как положено
На каждого прохожего.

На кошку тявкает всегда,
Распугивает кур…
Да только вот одна беда -
Спит крепко чересчур.

Пусть во двор въезжает кто-то,
Пусть гремят грузовики,
Пусть врываются в ворота
Посторонние щенки,
Он не вылезет из будки,
Позабудьте о Малютке.

Ну-ка вылезай-ка!-
Сердится хозяйка.
Говорит: - Тебя продам,
Ты ленив не по годам,

Я возьму щенка другого,
Не такого лодыря!
Нет, совсем не хочет Вова,
Чтоб Малютку продали.

Что тогда с беднягой будет?
Уведут куда-нибудь?..
Он теперь собаку будит,
Стоит только ей заснуть.

Спит собака на цепи,
Он кричит: - Не спи, не спи!

Хочет он помочь собаке,
Он дежурит у ворот,
Подаёт Малютке знаки:
- Появился пешеход,
Показалась кошка,
Ну, полай немножко!

Ну, проснись,
Ты на работе!
Лай скорей -
Идут две тёти!

Ты полай им!
А потом
Помаши скорей хвостом!

Так пристанет он к Малютке,-
Пёс как выскочит из будки,
Как залает! А потом
Машет весело хвостом.

Как Вовке ветер помог

Листья… Листья…
Листопад…
Не расчистить
Школьный сад.

Листья, листья
На пути,
На площадке - листья,
И площадку
Размести
Вышли футболисты.

Только листья
Разметёшь,
Только станет чисто,
Вновь летят,
Как жёлтый дождь,
Листья, листья, листья…

Ветер, листьями шурша,
Провожает лето.
Вовка - добрая душа
Громко крикнул ветру:

Ты зачем ребят подвёл?
Как теперь играть в футбол?
Ты бы сам листву подмёл!

Только Вовка попросил -
Ветер дунул что есть сил,
Смёл листву с площадки,
Всё теперь в порядке.

Почему Вовка рассердился?

Андрюша - вот хитряга -
Без хитростей ни шага!

Он мяч бросал на крышу
Однажды поутру.
Кричат ему: - Ты слышишь,
Кончай эту игру!

А он хитрит: - Не слышу.-
И снова - мяч на крышу.

Он кошке дал подножку,
Толкнул её украдкой,
Сказал, что учит кошку
Быть кошкой-акробаткой.

Он в саже весь и в копоти,
Хитрит: - Вы мне похлопайте,
Я выхожу на вызовы,
Я клоун в телевизоре.

Андрюша - вот хитряга -
Без хитростей ни шага!

Я спать на травку лягу,
Кровать нехороша…
Рассердился на хитрягу
Вовка - добрая душа.

Прибежали все соседки,
Говорят: - Вот случай редкий -
Вовка машет кулаком!
Что случилось с добряком?

Взял он за плечи Андрюшу
И давай трясти как грушу!
- Нужно эти хитрости
Из Андрюши вытрясти!..

Кошка-невидимка

Зима, зима в Загорске.
Зима явилась в гости.

От белизны блестят дома,
Старинные часовенки.
Зима, зима! Пришла зима!
Загорск стоит как новенький.

Прошла по улицам, дворам
Зима, зима-красавица.
Нет, самым лучшим малярам
С побелкой так не справиться!

Ура, сегодня хороша
Погодка для снежков!
И Вовка - добрая душа
Зовёт своих дружков.

Летят снежки, летят снежки,
Вопят приятели-дружки.
Один в снегу, другой в снегу,
Никто не хочет быть в долгу.

Так разогреются зимой,
Как будто месяц май.
А паренёк придёт домой -
Его хоть выжимай!

У Вовки меткая рука,
У Вовки верный глаз.
Метнул снежок издалека
И по макушке - раз!

А Петя, увалень такой,
Нагнулся не спеша,
Швырнул снежок не той рукой.
Смеются все: левша.

У Пети левая рука
Желает быть главней,
Он с ней не справится никак,
Никак не сладит с ней.

И вот - насмешки да смешки,
Хоть не ходи играть в снежки.

А что, страна такая есть,
Город есть такой,
Где спокойно можно есть
Левою рукой?

Где за обедом не твердят:
«Смирнов, какой рукой едят?»

Летят снежки, летят снежки…
- Левша! - хохочут пареньки.

Стемнело. В окнах свет горит.
- А хочешь, - Вовка говорит,-
Хочешь, завтра приведу
Кошку-невидимку?
Пареньки домой идут
Не спеша, в обнимку.

Хочешь, кошку приведу?
Только ты имей в виду…
И Вовка, выдумщик большой,
О чём-то шепчется с левшой.

Есть в Загорске детский сад
(Ленинская, 30),
Там недавно чудеса
Начали твориться.

Петя рельсы рисовал,
Белый лист разлиновал,
А девчонки, пять подруг,
Одевали кукол.
Говорит Маруся вдруг:
- Кто-то замяукал?!

Где же кошка? Не видна.
Ну-ка поглядим-ка.
Где же кошка? Где она,
Кошка-невидимка?

Как услышал Петька наш -
Кто-то замяукал,
Петька сразу карандаш
Раз - в другую руку.

В полдень случай был такой:
Дали Пете чая,
Ложку он не той рукой
Взял, не замечая.

Снова рядом, близко
Как мяукнет киска!

Где же кошка? Не видна.
Ну-ка поглядим-ка,
Где же кошка? Где она,
Кошка-невидимка?

Стоит кошке замяукать,
Как, услышав кошку,
Паренёк в другую руку
Переносит ложку.

Ох, упрёки да попрёки
Надоели Петьке,
Надоели Петьке
Хуже горькой редьки.

Но совсем другое дело,
Если кошка захотела
Вам помочь немножко.
Но куда же кошка делась?
Где же эта кошка?

Нет, у этой кошки
Не четыре ножки.
Вовка - добрая душа -
Вот кто эта кошка.

Как Вовка взрослым стал

На глазах растут ребята!
Жил в стихах моих когда-то
Вовка - добрая душа.
(Так прозвали малыша!)
А теперь он взрослый малый,
Лет двенадцати на вид,
И читателей, пожалуй,
Взрослый Вовка удивит.
С добротой покончил Вовка,
Он решил - ему неловко
В зрелом возрасте таком
Быть каким-то добряком!
Он краснел при этом слове,
Стал стесняться доброты,
Он, чтоб выглядеть суровей,
Дергал кошек за хвосты.
Дергал кошек за хвосты,
А дождавшись темноты,
Он просил у них прощенья
За плохое обращенье.
Знайте все, что он недобрый,
Злее волка! Злее кобры!
- Берегись, не то убью! -
Пригрозил он воробью.
Целый час ходил с рогаткой,
Но расстроился потом,
Закопал ее украдкой
В огороде под кустом.
Он теперь сидит на крыше,
Затаившись, не дыша,
Лишь бы только не услышать:
«Вовка - добрая душа!»

Анализ сборника «Вовка — добрая душа» Барто

Сборник стихотворений Агнии Барто «Вовка — добрая душа» до сих пор читают с удовольствием и взрослые, и дети. Дело в том, что цикл поднимает вечные темы доброты, отзывчивости и дружбы.

Рассказывает о мальчике, который из окон желал торопящимся на работу взрослым и на учёбу детям доброе утро. Всего лишь вежливая фраза, произнесенная с улыбкой способна на многое, даже ранним утром поднять настроение невыспавшимся людям. Именно с урока вежливости начинается наше знакомство с главным героем — «белоголовым пареньком» Вовкой.

Вовка помогает бабушкам успокоить раскапризничавшихся внучат. Бабушки не могли справиться с малышами, а герой развеселил их, станцевав и спев песню. Здесь герой преподаёт нам урок уважения и помощи старшим. Пожилые женщины уже не могли танцевать, Вова понял это и помог им.

В следующем стихотворении , мальчик жалеет маленькую Катеньку. Дети хвастались старшими братьями, которые защищают их и не дают в обиду. А девочка одна в семье и ее безнаказанно обижает даже кот. Паренек обещает, что с понедельника он станет её старшим братом и будет заступаться за нее. Ребёнок понимает, что значит быть справедливым, защищать тех, кто младше и слабее.

Настоящий человек с добрым сердцем всегда готов помочь, и не только другому человеку, но и братьям наших меньшим. Об этом мы прочитаем в следующем стихотворении: . Малыш заметил, что похудела черепаха в живом уголке. Девочки смеялись над ним, потому что не замечали изменений в бессловесном животном. Но Вовка решил проследить, как черепаха ест и понял, что ее молоко выпивает кошка. Ещё одна черта доброго человека — это чуткость и внимательность к живой природе. Мальчик беспокоится о зверях, действительно стремится о них заботиться, а не относится как к обычной игрушке. Доброта к животным – обязательная черта характера хорошего человека.

Есть еще несколько историй о Вовке в сборнике. Летом, когда все жители родного беловолосому пареньку города – Загорска, очень хотели пить и изнывали от жары, он сначала бегал и носил всем воду, а потом смастерил веера, чтобы пожилые и молодые люди обмахивались ими и легче переносили зной. Помог он и птенцу, который после грозы остался в покосившемся скворечнике и мог выпасть. Вовка просил взрослых помочь, беспокоился, болел душой за птенца, что еще раз характеризует его как чуткого человека.

В последнем стихотворении Барто рассказывает, как в 12 лет мальчик начал стесняться своей доброты и хотел стать злым – обижать кошек и воробьев. Но он не смог перебороть свою добрую натуру и в итоге закопал рогатку, а у кошек просил прощения.

Агния Барто показывает нам главные качества настоящего человека, показывает, что такое зло и добро и учит делать добрые дела.

(оценок: 1 , среднее: 3,00 из 5)

Название: Вовка – добрая душа

О книге «Вовка – добрая душа» Агния Барто

Агния Барто не нуждается в особом представлении. Ведь с ее творчеством прекрасно знакомы как взрослые, так и дети.

Цикл стихов «Вовка – добрая душа» был создан автором в 1962 году. Все стихотворения уже давно успели стать любимыми для нескольких поколений счастливых малышей и благодарных родителей. С момента издания книги имя Вовки – нарицательное.

Что нужно сделать обычному мальчишке Вовке для того, чтобы его начали называть «добрая душа»? Ответ на этот и другие не менее интересные вопросы можно найти в стихах, которые Агния Барто с любовью и добротой написала для самых маленьких читателей.

Вовка – очень хороший мальчик. Что нужно делать, чтобы тоже стать таким? Дети после прочтения стихов непременно захотят быть на него похожими. Они обязательно найдут в книге ответы на свои вопросы. А также обнаружат, что книга написана не только о мальчике Вовке, но в том числе и о каждом из них.

«Вовка – добрая душа» – давно признанная классика детской литературы. Взрослым она помогает вспомнить детство. А детям – отправиться в увлекательное путешествие вместе с прекрасными героями.

Агния Барто пишет такие стихотворения, с помощью которых детям легче сформировать правильные взгляды на многие окружающие вещи. Вовка учит быть честными и справедливыми. Он на своем примере показывает, к чему могут привести добрые поступки, и насколько они важны для каждого человека. Мальчик, бесспорно, является положительным героем и хорошим образцом для подражания.

В книгу «Вовка – добрая душа» входят практически все самые лучшие стихи замечательной поэтессы Агнии Барто. Она давно любима многими читателями благодаря своему легко запоминающемуся стилю изложения.

Маленькому читателю обязательно будет интересно читать добрые и прекрасные стихи, наполненные легким юмором. Их сможет понять ребенок любого возраста, поскольку автор отлично знает, о чем размышляют маленькие дети, как они смотрят на окружающий мир и какие у них мечты.

Книга «Вовка – добрая душа» – прекрасный стихотворный сборник, возможно, лучший в авторской биографии, который можно читать самостоятельно детям, а также их родителям. Удовольствие после прочтения гарантировано всем без исключения.

Книга Барто прекрасный подарок всем маленьким читателям. Она идеально подойдет как просто для чтения, так и для развития детской памяти. Ребенок практически сразу сможет цитировать отдельные строчки.

Муниципальное образовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 2

г. Богородицк Тульская область

А.Л. Барто "Вовка - добрая душа".

Открытый урок по литературному чтению УМК "Школа России". 2 класс

учитель начальных классов

Хрунова Светлана Никифоровна

2014 г.

Урок литературного чтения

Дата: 14.02.2014

Школа: МОУ СОШ № 2

Класс: 2 В

УМК «Школа России»

Учитель: Хрунова Светлана Никифоровна

Тема: А.Л.Барто «Вовка – добрая душа».Герой и его поступки.

Цели: Создать условия для знакомства учащихся с новым стихотворением А.Л.Барто.

Задачи урока:

    способствовать обогащению словарного запаса, развитию речи;

    содействовать развитию навыка выразительного чтения, основ мыслительной деятельности: памяти, внимания, мышления, воображения, формированию умения сравнивать и сопоставлять;

    способствовать воспитанию внимательного, вежливого отношения к окружающим, друг к другу;

Формировать УУД:

Личностные УУД:

Формировать способность к самооценке на основе критерия успешной учебной деятельности, реализовать творческий потенциал в предметно-продуктивной, социально ориентированной деятельности на основе нравственных установок и моральных норм;

Регулятивные УУД:

Уметь определять и формировать цель на уроке с помощью учителя;

Прогнозировать содержание произведения;

Объяснять лексическое значение некоторых слов на основе словаря учебника и толкового словаря;

Уметь высказывать свое предположение на основе работы с материалом учебника;

Коммуникативные УУД:

Уметь оформлять свои мысли в устной форме;

Слушать и понимать речь других;

Учиться работать в группе, формировать собственное мнение и позицию;

Рассказывать о героях, выражая свое отношение к ним.

Познавательные УУД:

Уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое о уже известного с помощью учителя;

Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий, используя справочные материалы учебника, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.(под руководством учителя).

Предметные:

Продолжить знакомство учащихся с творчеством А.Л. Барто;

Уметь сравнивать и сопоставлять;

Уметь работать с текстом художественного произведения, быстро ориентироваться в нем;

Методы: словесный, наглядный, проблемно-поисковый, самоанализа деятельности (рефлексия).

Организация пространства: фронтальная работа, работав парах, самостоятельная работа.

Ресурсы:

- основные : Л.Ф.Климанова Литературное чтение 2 класс часть 2

- дополнительные : мультимедиапроектор, экран, компьютер, электронная физминутка.

Приложение: презентация, карточки со стихами, карточки с началом фраз

1.Мотивирование (самоопределение) к учебной деятельности.

Актуализировать требования к ученику со стороны учебной деятельности;

Создание условий для осознанного нахождения учащихся в пространстве учебной деятельности на уроке

Организует эмоциональный настрой на урока

Настраиваются на хорошую работу на уроке.

Ребята, сегодня к нам на урок пришли гости. Мы приветствуем всех гостей, ученики 2 в класса и я учитель Хрунова С.Н.

Будем отвечать активно

Хорошо себя вести

Чтобы гости дорогие

Захотели вновь прийти.

Улыбнитесь друг другу пожелайте удачи.

Уметь оформлять свои мысли в устнойформе. (Коммуникативные УУД).

2.Актуализация знаний

Организовать повторение материала, необходимого для самостоятельного определения темы и целей урока.

Организует повторение изученного. Проверку домашнего задания

Отвечают на вопросы учителя и выполняют предложенные задания. Вспоминают истихи А.Л.Барто

Работа с учебником с.45

Слайд 2 Прочитайте эпиграф урока. (чтение хором)

Как вы понимаете эту пословицу? (ответы детей)

Итог: Все вы правильно говорили. Кто много читает, тот много знает.

Слайд 3

С каким разделом мы знакомимся? (Писатели детям)

Молодцы дети. Вы хорошо справились.

Слайд 4 Рассмотрите выставку книг. Кто их автор?

Слайд 5 Что вы помните об Агнии Львовне Барто.(Ответы детей.)

Итог: Ее замечательные стихи поучительны, задушевны всегда будут учить нас быть добрыми, вежливыми, заботливыми, милосердными. С самого раннего детства вы знаете ее стихи.

Слайды 6,7,8 Кто хочет рассказать стихотворение Мишка, Зайка, Самолет.

Молодцы ребята.

Слайд 9 Проверка домашнего задания. Откройте учебник на с. 45.

На прошлом уроке мы познакомились со стихотворением "В школу."Давайте его прочитаем и попробуем ответить на вопрос Можно ли назвать стихотворение юмористическим?

(чтение стихотворения 5 учениками, ответ на вопрос.)

Слайд 10 Словарная работа.

Юмор - это безобидный добродушный смех над героем или событием.

Уметь оформлять свои мысли в устной форме (Коммуникативные УУД).

осуществлять анализ объектов (Познавательные УУД).

3.Целеполагание, работа над новым материалом.

определение темы, целей урока

Физминутка

Организует работу в парах.

Организует работу по формированию умений делать выводы.

Организует проверку работы в группах

Организует подготовку к чтению по ролям.

Совместно с учителем формулируют цель урока.

Принимают учебную задачу, вспоминают правила работы в парах, работают в парах по плану, готовят ответы на вопросы..

Как вы думаете что мы сегодня будем изучать на уроке.

Итог : Мы познакомимся еще с одним стихотворением А.Л.Барто.

Слайд 11 Цели урока. (читают дети)

  • Размышлять

    Добрее, вежливее и отзывчивее стать

Слайд 12 Работа с учебником.

Откройте учебник на с. 46. Перед вами еще одно стихотворение А.Л.Барто. Прочитайте название. Рассмотрите рисунок.

Как думаите о ком пойдет речь? (ответы детей)

Прослушав это стихотворение мы узнаем почему Вовку называют добрая душа.

Чтение стихотворения. (аудиозапись)

Понравился вам Вовка?

Почему Вовку назвали добрая душа?

Хотите иметь такого друга? Почему?

Слайд 13 Речевая разминка.

Шарик.
Учитель предлагает детям представить, что они воздушные шарики. На счёт -1, 2, 3, 4 – дети делают 4 глубоких вдоха и задерживают дыхание. Затем на счёт 1-8 медленно выдыхают.

Ветерок.
Поднять голову вверх, вдох. Опустить голову на грудь, выдох (подул тихий ветерок).

Охота.
Дети закрывают глаза. Охотники по запаху должны определить, что за предмет перед ними (апельсин, духи и т.д.)

Прочитайте жужжанием, только глазами, прочитайте вслух. Дыхательная гимнастика.

Ра - бра - добрая

Ле - вле - удивле - удивлена

Ло - голо - белоголо - белоголовый

Ри - кри - закри –закричал

4. Самостоятельная работа.

Слайд 14 Какой Вовка? (Работа в парах)

Чтобы ответить на этот вопрос вы самостоятельно прочитайте стихотворение и обсудите с соседом по парте какие слова подойдут этому герою?

(Ответы детей, обсуждение почему они так думают)

Слайд 15 Какой Вовка?

5.Чтение по ролям.

Слайд 16 Сколько действующих лиц в стихотворении? Назовите их (автор и Вовка)

А теперь попробуйте при чтении по ролям передать все эти качества Вовки,передать свое отношение к происходящему.

Слайд 17,18,19 Какой будет тон чтения?

Слайд 20 Физминутка для глаз

6.Закрепление пройденного.

За что всем нравится Вовка?

А можно сказать что он душевный мальчик?

Какие словосочетания вы знаете со словом душа?

Слайд 21 Душа нараспашку – говорят о человеке открытом, общительном, дружелюбном, которому нечего скрывать.

Душа радуется

Человек сделал доброе дело для себя или для других, ему радостно и приятно.

Когда душа радуется, что хочется делать?

Слайд 22 Моя душа будет доброй, если я...............

На примере Вовкиных добрых поступков продолжите предложение.

Слайд 23 Хотите узнать, что было дальше с Вовкой? Найдите сборник стихов, который так и называется "Вовка добрая душа"

У вас на парте отрывки из этого сборника. Прочитайте и подготовьте чтение вслух. ?

Чтение детьми стихов вслух.

Уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя (Регулятивные УУД)

Уметь оформлять свои мысли в устной форме, слушать и понимать речь других (Коммуникативные УУД).

Уметь ориентироваться в своей системе знаний; осуществлять анализ объектов. (Познавательные УУД).

Уметь сравнивать, анализировать, обобщать.(Познавательные УУД)

7.Итог и рефлексия учебной деятельности на уроке

Зафиксировать новое содержание урока;

Организовать рефлексию и самооценку учениками собственной учебной деятельности.

Организует фиксирование содержания.

Организует рефлексию.

Организует оценку учебной деятельности

Отвечают на вопросы учителя.

По вопросам рассказывают, что узнали, знают, смогли.

Наш урок подходит к концу выразите свое отношение к уроку фразы у вас на столе и на экране.

Слайд 24

Сегодня я узнал....

Было интересно....

Урок дал мне для жизни.......

Мне захотелось........

8.Итог урока.

Чему они учат?

(Оценки за урок получают......)

Слайд 25 Домашнее задание.(по выбору)

1. Выучить отрывок из учебника наизусть.

2.Найти другие стихи о Вовке и приготовить выразительное чтение понравившегося.

3.Приготовить выразительное чтение отрывка из учебника.

Слайд 26

Спасибо всем за урок.

Вы хорошо поработали, поаплодируйте себе и своим одноклассникам.

Уметь оформлять свои мысли в устной форме (Коммуникативные УУД ).

Уметь оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки (Регулятивные УУД).

Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности (Личностные УУД ).

© agenyz-zdorov.ru, 2024
Mедицинский портал - АgenyzZdorov